Руденко Андроник Дмитриевич
17 мая 1894 г.- 5 мая 1951 г.
Священник



Родился 17 мая 1894 г. года в с. Черниши Каневского у. Киевской губ., в семье православного священника, настоятеля Свято-Покровского храма.
С 1905 г. проживал с семьей в с. Ставищи Таращанского у.
5 июня 1912 г. окончил шесть классов Киевского реального училища.
C сентября 1913 г. - работал учителем в реальном училище в с. Ставищи.
В 1915 г. окончил военное училище в Киеве со званием прапорщика и отправлен на фронт младшим офицером в пехотный батальон, где 30 ноября 1916 г. - ему было присвоено звание подпоручика.
Награжден орденом Св. Станислава 3-й степени.
С 1916 г. стал командовать телефонной ротой на фронте, где 21 сентября 1917 г. был представлен к званию штабс-капитана.
11 февраля 1918 г. демобилизован из армии.
Проживал в Киеве, поступил в Киевскую ДА, а с 1919 г. одновременно стал учиться на историко-филологическом факультете Киевского университета, где изучал историю искусств.
В 1917 г. генеральным викарием Михаилом Цегельским принят в лоно Католической Церкви [1].
В 1920 г. был рукоположен в священники восточного обряда. Администратором Житомирской епархии о. Теофилом Скальским направлен служить в приход Св. Иоанна Богослова в с. Винаревка Ставищенского района Киевской области. После ареста о. Теофила Скальского его преемник на посту администратора выпросил для о. Андроника у Папского престола разрешение на службу как в латинском, так и в восточном обрядах. Апостольский администратор в Москве епископ Пий Неве характеризовал его как ревностного пастыря.
С 1928 г. после закрытия храма в с. Ставищи направлен служить викарием прихода Св. Александра в Киеве.
С 1929 г. настоятель прихода в с. Янушполь.
С 1929 г. храма Обретения Св. Креста Господня в пос. Чуднов, где некоторое время проживал на квартире органиста Михаила Романовского.
В июне 1935 г. снова переведен в приход в с. Янушполь, а 13 июня, во время Божественной Литургии в проповеди про Св. Антония Падуанского назвал его образцом стойкости в вере и просил прихожан в тяжкие дни искать заступничества у этого святого.
Отец Андроник имел милосердное и доброе сердце, особенно по отношению к тем, кто попадал в тяжелую ситуацию, например, когда православному священнику о. Антону Бучинскому, выгнанному из дома в с. Янушполь после закрытия храма, негде было ночевать, он принял его к себе. Отец Андроник постоянно подвергался преследованиям, местный сельсовет отобрал у него библиотеку в 3 тыс. томов.
В марте 1935 г. когда местные власти решили закрыть храм в с. Янушполь, то о. Андроник выехал в Москву, встретился там с еп. Пием Неве и просил его о переводе в другое место в связи с закрытием храма. Вернувшись в приход, узнал, что храм, к счастью, не закрыли.
22 августа 1935 г. арестован в с. Янушполь. 13 декабря 1935 г. приговорен по ст. 54-10 ч.1 УК УССР к 7 годам ИТЛ с поражением в правах на 3 года (ПП-СК Винницкого ОС). Отправлен по этапу в Норильлаг, но в июне бежал вместе с уголовниками из вагона на ст. Красноярск. Добрался до Москвы, где обратился за помощью к еп. Пию Неве, и тот дал ему на первое время 225 руб., пообещав содействовать прошению о помиловании при посредничестве доминиканца Леопольда Брауна из посольства США. Одиннадцать месяцев прожил нелегально в Романове, потом приехал в Киев и обратился за помощью в польское консульство, но там его приняли за провокатора, заявив, что "наши все сидят". Из Киева тайно выехал в Бердичев, потом - в с. Янушполь, где нелегально жил у прихожанина Карла Стодольского. Позже в Романове его прятала у себя прихожанка Алена Ильницкая, потом - Ян Хмелевский из с. Корчевка. Здесь ему передал свой паспорт смертельно больной прихожанин Антон Добровольский.
До 22 декабря 1937 г. прожил в с. Осечне Житомирской области в сарае у прихожанина Виктора Бучинского, а после его ареста 23 декабря перебрался в Киев, где тайно проживал у Софьи Красовской, пытавшейся помочь ему выехать в Среднюю Азию, но не успевшей сделать этого.
О жизни о. Андроника в этот период рассказал позднее журналист Анатолий Краковецкий,его солагерник на Колыме: "В период лютого голода на Украине отец Андроник несколько лет действовал нелегально, переходя с места на место. Он ночами крестил, исповедовал, венчал, отпевал, освящал могилы уже похороненных и отпускал грех людоедства. Он мог уйти за границу, но не сделал этого".
11 декабря 1938 г. опознан милиционером, работавшим в Киевской внутренней тюрьме НКВД, и арестован. 28 августа 1939 г. следствие по делу о. Андроника и Софьи Красовской, арестованной вслед за ним, было завершено. 25 сентября 1939 г. приговорен по ст. ст. 54-10 ч.1, 68 "а" ч. 2 и 78 УК УССР к 10 годам ИТЛ с поражением в правах на 5 лет (ПП СК Киевского ОС), по его кассационной жалобе от 23 октября приговор оставлен без изменения (ПП ВС УССР). Отправлен в Севвостоклаг, 18 апреля.
1940 г. прибыл по этапу во Владивосток. 27 мая 1940 г. медицинская комиссия в пересыльном лагере во Владивостоке дала заключение о состоянии здоровья о. Андроника - "компенсационный порок сердца", но, несмотря на это, он 14 июля был отправлен в Магадан. До 4 февраля 1941 г. находился здесь в лагерном медпункте, а после излечения окончил месячные фельдшерские курсы и с февраля 1945 г. стал работать фельдшером лагерного медпункта в Магадане.
11 января 1947 г. отправлен на пересыльный пункт и с 5 октября работал фельдшером в больнице в бухте Находка. Вокруг него постоянно группировалась молодежь, а после окончания войны - молодежь с Западной Украины. В каждом человеке он находил хорошее, поэтому и для уголовников у него находилось доброе слово, поддерживающее в трудную минуту.
2 сентября 1947 г. арестован в лагере и отправлен во внутреннюю тюрьму Магадана. 15 сентября 1947 г. было предъявлено обвинение "в антисоветской агитации и участии в контрреволюционной организации". 25 января 1948 г. медицинской комиссией было установлено, что у о. Андроника инсульт, поэтому следствие было приостановлено, а обвиняемый был направлен в лагерную больницу, где находился до 7 июля.
4 ноября 1948 г. приговорен по ст. 58-10 ч. 2 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ (ПП ОСО при МВД СССР).
6 октября 1950 г. в связи с резким ухудшением здоровья вывезен в бухту Находка и помещен в больницу Ванинского отделения Севвостоклага, где и скончался 5 мая 1951 года. Похоронен на кладбище бухты Ванино, на похоронах присутствовало много народа и священник.

[1]Отец и брат, священники РПЦ, порвали с ним отношения, после перехода его в католичество.


Публикации и документы:
1. Архив УМВД по Магаданской области.
2. Dzwonkowski Roman SAC. Losy duchopwiemsiwa katilockiego w ZSSR/ 1917-1939 Martirologium/ Lublin, 1998 стр. 415.
3. Madata T. Polcky ksieza katoliccy w wiezienach i tagrach sowieckich od 1918 r. Lublin, 1996 г. стр. 134.
4. Осипова И. "В язвах своих сокрой меня…" Гонения на Католическую Церковь в СССР. По материалам следственных и легерных дел. М. 1996. стр. 195.
5. Парафiяльна газета. 1995, № 43. стр. 4;
6. Следственное дело № 1733 фп // Архив ЦГАОО Украины.
7. Соколовський О. К. Церква Христова. 1920-1940. Переслiдувания християн с СССР. Киiв, 1999. стр. 174-178.
8. "Книга Памяти. Мартиролог Католической Церуви". Серебрянные нити, М., 2000, стр. 147-149.


Сайт разработан Ржаницыным Д.А. dar_14081944@hotmail.com
Hosted by uCoz