Карта сайта


есмотря на кажущуюся пародийность и комичность названия статьи, она предполагает быть абсолютно серьезной Я, естественно, не собираюсь цитировать свод правил Стоглавого собора, определенных в отношении иконописцев, или выдвигать свои собственные. Главной задачей этой статьи является освещение проблем взаимоотношения дарования и морали в целом. Это касается не только иконописцев, и даже не только художников и др. служителей искусства, но людей, подвизающихся на почве науки и культуры, т. е. всех, наделенных каким-либо талантом.
Кyльтуру христианских цивилизаций ХХ в. уже сложно назвать христианской. Светское искусство нашего времени в целом давно перестало служить каким бы то ни было высоким целям и идеалам человечества, будь то религия, государственность или мораль. То есть современное искусство можно смело назвать аморальным. Оно в основном ориентируется не на сознательную часть человеческой души, а на так называемое "подсознание". Этот феномен отмечен в сочинениях известного врача-нарколога А. Данилина (А.Данилин LSD. "Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости" М., 2001). Образование в нашей стране, слава Богу, пока еще сохранило традиционную направленность, если не по содержанию, то хотя бы по форме. Но в творчестве только отдельные художники, некоторые художественные группировки и, в том числе, иконописная среда твердо служит христианским идеалам. И естественно, этот факт уже сам по себе говорит об определенном нравственном выборе этих людей в служении искусству.
Я не хочу здесь говорить о так называемом "эстетизме" или "эстетстве" в современной иконописи, как отрицательном явлении. Формальные поиски художника сами по себе не только не могут считаться безнравственными, но наоборот, они необходимы для творческого развития художника на любом этапе его формирования Они являются одним из вариантов доброго делания, служащих ко спасению христианина в миру, т.е с моральной точки зрения они несут абсолютно положительную нагрузку.
Другое дело, когда эти поиски руководствуются не профессиональным долгом, когда, художник. основывает свое отношение к труду на словах Писания о невозможности небрежения в деле Божьем, а подталкиваются гордыней и тщеславием. Границу между этими двумя состояниями души провести подчас бывает очень сложно. Иконопись - это профессия, которую мирянин выбирает на основании своих склонностей и талантов, чтобы развивать свой дар и кормить семью, тем самым служа государству и обществу (понятия отнюдь не модные а наше время, тем не менее служение обществу, государству и близким тесно переплетается с христианским служением , поэтому всегда возникает искушение излишне переусердствовать в профессиональных занятиях в ущерб семье и близким. И здесь долг христианина перед обществом, проявляющийся в своих повседневных семейных обязанностях, выполнениях обязательств перед заказчиком, добросовестное отношение к ученикам и т.д., имеет значение монашеского послушания.
Поводом для написания этой статьи являлась одна из постоянных тем, из тех, что обсуждаются на кухне за чаем. О том, что гению многое позволено. Это ошибочное, в духе нынешних времен, представление достаточно широко распространено и в среде православных христиан с одной оговоркой: если этот гений своим творчеством не соблазнил, а наоборот возможно обратил многих к истинной вере. Это касается многих деятелей искусств Серебряного века, и даже относительно благополучного девятнадцатого. Но ведь в целом культура Серебряного века быта безнравственной, а многие произведения девятнадцатого подготавливали почву для нее. А Данилин очень глубоко проанализировал это явление, назвав эту культуру психоделической Она ориентирована прежде всего на массовую грушу онтологически неуверенных люден, т.е. людей, склонных к изучению паранормальных явлений, НЛО, подверженных влияниям сект, увлекающихся ЛСД и наркотиками. То есть как много младенческих душ погубила и может погубить еще эта культура. Тех, кого она обратила, возможно являлись, по утверждению А Данилина, жизнестойкими личностями, не принадлежащими к выше указанной гpуппе. Кроме того христианин без рассуждения, без морали, без концепции о том, что такое хорошо и что такое плохо, скорее всего окажется лжехристианином, который обратился в поисках тех же паранормальных состояний.
Человек же даровитый для дальнейшего развития своих талантов должен еще большее внимание уделять морализаторству своего творчества и поведения. Христианская мораль -мораль мобильная, ее нельзя уместить в свод определенных правил В каждом случае иконописец, например, может по-своему решить: следовать ли ему вкусовым требованиям заказчика или торопиться уложиться в указанные договором сроки в ущерб качеству сделанной работы, нарушить ли обязательства, большее количество времени уделяя ученикам или семье, или же поспешить заработать для своих же близких. Жизнь предоставляет массу ситуаций, в которых трудно сделать выбор поступка, не приложив определенных умственных и душевных усилий Но всегда выбранное решение должно исходить из христианской установки " не навреди". Если страсти душевные мешают следованию этому принципу, тогда вряд ли можно назвать этого человека одаренным. Я не рискую употребить слово "гениальный", поскольку гений - дух не божественный, а значит не созидающий, а разрушающий. Значение этого слово на повседневном уровне отнюдь не потеряло своего истинного смысла.. Эпитет "гениальный" редко употребляется по отношению к человеку серьезному, глубокому, морально выдержанному. Скорее всего этим эпитетом награждают людей эксцентричных, с, мягко говоря, не адекватным поведением, но обладающих мастерством и талантом, резко контрастирующим с некоторыми их "достоинствами". Основная причина такой контрастности - отсутствие четко выраженной концепции поведения, того самого стержня, который в народе всегда назывался " Царь в голове". Это беда не только гениальных людей, на данный момент - это беда нашего народа, нашего времени, когда с молоком матери воспитываются в человеке не романтические идеалы высокого служения, даже в христианской среде, не образ христианина -воина, борца, ни порядочность и ответственность, которые обязывают человека к определенной жертвенности, а пассивность, стремление избежать трудностей и т.д. И если имеет место быть какой-либо пассионарности, как правило в нехристианский семьях, то это скоре всего агрессивность потребительского характера.
Роль искусства в воспитании как отдельных личностей, так и целого народа очень высока, тем более сейчас, при столь плачевном состоянии культуры и идеологии. Мораль должна присутствовать не только в детских книжках и фильмах. Вопросы нравственности бывают любого уровня сложности. Низводить задачи искусства только до отработки технических приемов, а выразительность произведения- только до определенного воздействия на нервную систему зрителей, недостойно христианина. Эти проблемы стоят и в иконописи, хотя в меньшей степени, поскольку форма - канон, все-таки сдерживает какие-либо чуждые христианству веяния современного мира. Но иконописец не может и не должен отгородится от внешнего мира, и тем важнее для него понимание задач христианина, подвизающегося на почве служения искусству и культуре.








Сайт разработан Ржаницыным Д.А. dar_14081944@hotmail.com

Hosted by uCoz